03.02.2023
АДАПТАЦИЯ к детскому саду ребенка 2 лет! Важные моменты!
автор статьи: Дведенидова Л.А., воспитатель группы раннего возраста
Детский
сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде
всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не
все дети принимают сразу и без проблем. Многие детки поначалу на удивление
охотно идут в группу, достаточно легко переживают разлуку с мамочкой, но затем
ревом и криками выражают свой протест. Конечно, встречаются малыши, которые не
плачут и с радостью спешат к тете-воспитательнице. Но таких детей очень мало, у
остальных привыкание затягивается на долгие месяцы.
Почему
так происходит?
Психологи определяют адаптацию как
приспособление организма к новым условиям, требующее от него огромных
энергетических затрат и зачастую приводящее к стрессу.
Что такое адаптация?
Адаптацией принято называть процесс вхождения
ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Дома ребенок привык к
определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи,
взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т. д. В детском саду
большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу
придется приспосабливаться и привыкать. Адаптация к новым социальным условиям
не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.
Выделяют три степени адаптации: лёгкую,
средней тяжести и тяжёлую:
до 1 месяца – лёгкая адаптация;
до
2 месяцев – адаптация средней тяжести;
от
2 до 6 месяцев – тяжёлая адаптация.
Снижение
общительности.
Иногда, даже хорошо говорящие дети замыкаются
в себе, отказываются контактировать с социумом. Это вполне естественно – у
2-3-летних малышей отсутствует сюжетно-ролевая игра, они играют параллельно
друг другу.
Низкий познавательный интерес. Из – за
стресса дети не интересуются интересными игрушками, вовлечь их в
образовательный процесс сложно. Ребенок сидит в сторонке, предпочитая наблюдать
за действиями взрослых и одногруппников.
Обратное
развитие.
Ребёнок «теряет» ранее приобретенные
социальные, которые успешно применял дома: перестает одеваться, использовать
столовые приборы, горшок.
Деградация
речи.
Дети, которые хорошо говорили, начинают
опять говорить «младенческие» слова – например, бибика.
Изменение
двигательной активности.
Одни дети становятся гиперактивными,
другие – заторможенными и медлительными. Подобные перемены зависят от
индивидуальных особенностей, в первую очередь, от типа темперамента.
Нарушение
сна.
В спальню идут со слезами и криком. А
если засыпает, то постоянно просыпается и всхлипывает.
Пониженный
аппетит.
Есть дети которые спокойно садятся за
стол кушать, а есть дети, которые могут «объявить голодовку». Но спустя не
которое время они всё - таки садятся за стол.
Частые заболевания.
Сопротивляемость организма заметно
снижается, любой сквозняк способен вывести ребенка из строя на неделю.
Неудивительно, что каждый раз адаптацию приходится начинать буквально с нуля.
Как
облегчить период привыкания к детскому саду?
Оставляя ребенка в детском саду, родители
беспокоятся, как он проведет день без них. Это нормальная реакция, ведь кроха
остается с чужими людьми. К тому же, нежелание малыша заходить в группу, слезы,
просьбы забрать его немедленно домой любую маму заставят волноваться.
Взрослым необходимо помочь детям преодолеть
стресс поступления и успешно адаптироваться в учреждении дошкольного
образования.
В период адаптации воспитатели, по мере
своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому
ребенку, дать максимум ласки и заботы.
Но успешность адаптации вашего малыша
будет зависеть не только от воспитателей и от самого ребенка, но во многом и от
Вас. В Ваших силах помочь ребенку войти в новые условия – в условия детского
сада – как можно более безболезненно. Для этого Вам необходимо психологически
готовить ребенка к детскому саду заранее и соблюдать следующие рекомендации:
-
Соблюдайте режим дня! Заранее узнайте режим работы учреждения
дошкольного образования и за один-два месяца постарайтесь, чтобы ваш ребенок
привык к нему.
-
Приближайте рацион питания ребенка к рациону детского сада. Не
следует кормить его только протертой пищей!
-
Чтобы ребёнок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее
приучить его к горшку, отучить от пустышки.
-
Необходимо обратить особое внимание на формирование у
детей навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно есть,
раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), не
будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно
скажется на его самочувствии.
- Соблюдайте самое важное правило:
спокойная мама — спокойный ребенок. Отдавая сына или дочку воспитателю,
пытайтесь сохранять спокойствие, потому что дети очень хорошо чувствуют
эмоциональное состояние. Если мама привела ребенка, раздела и все время
оттягивает момент расставания, она дает повод малышу для страха и волнений.
Совет: настройте себя на расставание заранее, помните, что это неизбежно.
Переодели ребенка, поцеловали, пообещали, что обязательно заберете его из
детского сада и быстренько ушли — вот правильный алгоритм действий в первые
дни.
- Время нахождения в детском саду увеличивайте
постепенно. В период адаптации оставлять ребенка 2-3 лет в детском саду на
целый день не рекомендуется. Начать нужно всего лишь с пары часов в день с
постепенным увеличением времени пребывания. Одну-две недели малыша нужно
забирать после обеда, потом после дневного сна и еще через несколько дней
попытаться оставлять уже на целый день.
- Посещайте детский сад регулярно.
Чтобы ребенок быстрее адаптировался, нужно водить его в детсад каждый день.
Только болезнь может стать веской причиной непосещения ДОУ.
- Придумайте «ритуал прощания» с ребенком.
Долгих прощаний не устраивайте, уверенно говорите, когда заберете ребенка домой
(после обеда, сна, вечером), целуете в щеку, обнимаете, машете рукой и уходите.
- Дайте ребенку «оберег» — вещь, которая
будет напоминать ему о доме, например, фотографию, мамин шарфик, мягкую
игрушку. Можно дать «ключ от дома», без которого, пока не заберете малыша из
садика, домой не попадете.
- Создайте мотивацию для посещения детского
сада: нужно посмотреть, как кормят рыбок или соскучилась
любимая игрушка и т.д. - Никогда не обсуждайте то, что не устраивает вас в
детском саду при ребенке.
- Если расставание с мамой проходит тяжело, то
рекомендуется приобщить папу, бабушку или кого-нибудь из родственников, чтобы
они отводили малыша в детсад.
Ошибки родителей, затрудняющие адаптацию
ребенка.
Чего нельзя делать маме с папой в период
адаптации ребенка 2-3 лет к садику:
-
Нельзя пугать ребенка. Часто родители пугают своих детей детсадом: «Вот
не будешь слушаться меня — пойдешь завтра в садик». Задумайтесь, разве место,
которым пугают, способно вызвать позитивные эмоции?
-
Нельзя наказывать за слезы при расставании. Никогда не сердитесь на
ребенка за то, что он не хочет идти в детсад и плачет. Это вполне нормальная
реакция для детей 2-3 лет. Лучше поцелуйте, обнимите его и еще разок уверьте,
что вы его очень любите и обязательно заберете из детсада.
- Нельзя обещать ребенку то, что потом не
сможете выполнить. Например, если мама сказала, что
заберет сразу после обеда, то она должна так и поступить. Из-за не выполненного
обещания у детей часто случаются истерики. Как же тут не плакать, если мама
обещала и не пришла, может она собирается оставить в садике на ночь. Таким
образом, можно навсегда потерять доверие ребенка. Лучше говорить конкретно, что
забрать сможете только вечером и не давать «пустых» обещаний.
Игры,
помогающие быстрее адаптироваться к детскому саду.
Игра — важный вид деятельности для
ребенка. Психологи утверждают, что с помощью простых игр можно значительно
облегчить период адаптации к детскому саду. Поиграйте со своими детишками в
такие игры: «Детский сад»
Во время игры в детский сад может быть
много сюжетных линий:
· «Дети собираются на прогулку».
· «Дети обедают».
· «Дети приходят в детский сад».
· «Дети готовятся к дневному сну».
· «Дети на прогулке».
Роль воспитателя может взять на себя мама или
ребенок, а детишками пусть будут игрушки. С помощью игры малыш сможет постичь
правила поведения в детском саду, привыкнет к мысли, что там хорошо.
«Сочиняем
сказку».
Предложите ребенку придумать сказку о
том, как его любимая игрушка попала в детский сад и затем обыграйте ее. Пример
сказки: «Жил на свете маленький Зайка. И вот пришло время идти ему в детский
сад. Мама Зайчиха отвела Зайку в детский сад, а сама ушла за морковкой. Зайке
сначала было страшно, хотелось плакать, но он сдержал слезы, потому что не
хотел расстраивать маму. Потом он подружился с воспитателем и детьми.
Оказалось, что в садике очень интересно: здесь учат рисовать, лепить фигурки из
пластилина, даже есть музыкальные занятия, на которых детки танцуют и поют
песенки. День в детском саду прошел быстро, а вечером за Зайчиком пришла мама,
увидела, что он не плачет, очень обрадовалась. Вместе они радостные ушли
домой».
«Хорошо-плохо».
Родитель называет определенные действия, а
ребенок должен определить, хорошо так делать или нет. При положительном ответе
он хлопает в ладоши, а при отрицательном грозиться пальчиком и говорит:
«Аяяяй».
Варианты вопросов:
·
играть с игрушками в детском саду;
·
плакать утром;
·
дружить с другими детками;
· стесняться попроситься в туалет;
·
самостоятельно кушать суп;
В
заключение еще один важный совет родителям: старайтесь приходить за ребенком
раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе, поддерживайте его во
всем, хвалите за маленькие достижения, сохраняйте спокойствие, настраивайте
себя на успешную адаптацию ребенка в детском саду, постарайтесь наладить
доверительные отношения с педагогами детского сада, демонстрируйте малышу
позитивное отношение к саду. Скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в
детский сад с удовольствием.
21.02.2023
Просмотров всего: , сегодня: