Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан на основе
Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с
учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные
принципы:
1) поддержка разнообразия детства;
сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как
периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что
происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки
к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и
гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных
представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах,
специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры,
познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности,
обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
В Стандарте учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка,
связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые
условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности),
индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с
ограниченными возможностями здоровья;
2) возможности освоения ребенком
Программы на разных этапах ее реализации.
Основные принципы дошкольного
образования:
1) полноценное проживание ребенком всех
этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение
(амплификация) детского развития;
2) построение образовательной
деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором
сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,
становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного
образования);
3) содействие и сотрудничество детей и
взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
4) поддержка инициативы детей в
различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов
и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного
образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям
развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития
детей.
Стандарт направлен на достижение
следующих целей:
1) повышение социального статуса
дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства
возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного
образования;
3) обеспечение государственных гарантий
уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных
требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного
образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного
пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт направлен на решение
следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и
психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для
полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо
от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных
возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей,
задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ
различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ
дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий
развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями
и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка
как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности
детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования
предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и
разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного
образования, возможности формирования Программ различной направленности с
учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды,
соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим
особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической
поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.