Утверждаю:
Президент
АНО “Школа Го “Воин камня”
___________ В.А. Украинцев
Приказ № 3
от 1 марта 2024 г.
Образовательная программа
для начальной школы
по обучению
интеллектуальной игре Го
Автор-составитель:
Украинцев Владислав Альбертович,
спортсмен-разрядник по Го
преподаватель дополнительного образования по го
Екатеринбург
2024
1
Аннотация.Образовательная программа “Первоначальные и базовые понятия го” по обучению
детей интеллектуальной игре го составлена на основе учебника “Азбука го”, автор Украинцев
Владислав Альбертович, педагог дополнительного образования по го. Программа подготовлена
для детей от 5 лет. Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью 40 минут,
количество занятий 48. Наполняемость группы до 8 детей. Программа готовит на уровень игры с 30
по 20 кю или до 500 баллов по рейтинг-коэффициенту Российской Федерации Го.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
Пояснительная записка…………………………………………………………………………3
Учебно-тематический план…………………………………………………………………….6
Содержание программы………………………………………………………………………..7
Методическое обеспечение программы……………………………………………………….13
Материально-техническое обеспечение программы………………………………………….13
3
Пояснительная записка
Основной целью реализации Программы является:
1. Дать начальное и базовое представление об игре го.
2. Заложить основы стратегического мышления, умения создавать системы приоритетов и
ориентироваться в них.
Осваивая игру, ребенок может развить у себя творческие способности, способность счета,
логических построений, гибкость мышления и его вариативность, получит опыт разрешения
конфликтных ситуаций.
Программа имеет свою специфику, которая состоит:
• В учете возрастных особенностей детей, т.е. по форме и содержанию, занятия будут
отличаться для детей разного возраста. В 5-6 лет начинается подготовка к школьному
обучению, когда увеличиваются умственные нагрузки, изменяются социальные границы.
Дети учатся быть самостоятельными, а познавательные процессы становятся осознанными.
В этом возрасте развивается внимание, углубляется восприятие-наблюдение. Исходя из
индивидуальных различий детей, выделяются группы «теоретиков», «мыслителей»,
«художников», «практиков». Однако возрастной проблемой становится излишняя
эмоциональность и недостаточность воли: у ребенка нет опыта преодоления трудностей.
В рамках Программы создаётся фундамент развития на следующий возрастной этап.
• в индивидуальном подходе к каждому ребенку;
• в выборе темпа обучения;
• в постепенном формировании основных понятий го;
• в чередовании трудных и легких заданий, в связи со сложностью изучения го.
При обучении используются следующие методы: словесный, наглядный, практический и
тренировки. Формами подведения итогов реализации программы является участие в соревнованиях
различного уровня. Для определения уровня игрока проводятся тест-опросы на решение
квалификационных задач и классификационные турниры, в результате которых начинающему
игроку присваивается личный рейтинг.
Краткое описание древнейшей игры цивилизации.
Тайна происхождения игры Го теряется в глубине веков. Историки оценивают возможный возраст
игры в 2500 лет. В Китае говорят о 5000. Общепризнанно, что во времена Конфуция (551 – 479 гг. до
н. э.) игра уже была широко распространена в Китае. Игра го – одна из древнейших игр человечества,
которая до сих пор сохраняет свою актуальность благодаря задачам, которые она ставит перед
интеллектом. Освоить правила игры можно за 5-15 минут – их не много. Но чем меньше правил, тем
больше вариантов. В этой игре очень много вариантов и выигрывает тот, кто набрал больше очков.
Последние пятьсот лет центром развития игры была Япония, поэтому в мире играют в основном по
японским правилам и пользуются японскими терминами. Японский иероглиф, который обозначает
эту игру, читается как «И-Го». В Китае игра называется Вэйци. В Корее – Бадук. В западных странах
– Game the Go.
4
Первый год обучения
Обучение включает в себя освоение “Первоначальных и Базовых понятий” игры го.
Прошедшие обучение будут знать следующие понятия:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Ход в го.
Дамэ – дыхание, свободный пункт у камня.
Атари - ситуация, когда у камня одно дамэ.
Запрещённые ходы.
Правило “Ко”.
“Два глаза”.
Живая группа.
Территория.
Первая линия – «линия смерти».
Вторая линия – «линия поражения».
Третья линия – «линия территории». Линия жизни.
Подсчет очков.
Пас.
Нейтральные пункты.
Коми.
Нигири – розыгрыш цвета перед началом партии.
Прямое и не прямое соединение камней.
Построение простых живых групп.
Статус группы: живая и не живая.
“Защёлка” – обратный удар.
“Хомутик” или Гэта.
“Лесенка” или Ситё.
Жертва одного камня.
Сэки – обоюдная жизнь.
Сэмэай – бой за свободу.
Запись партии – кифа.
Хоси (пункт 4-4) - “звёздный пункт”.
Сан-сан (пункт 3-3).
Комоку (пункт 3-4) - “маленький пункт”.
Мокухадзуси (пункт 5-3) - “отдалённый пункт”.
Такамоку (пункт 5-4) - “высокий пункт”.
Ноби – “Ход улитки” – удлинение.
Косуми – “Прыжок муравья” – ход по диагонали.
Тоби – прыжок через пункт.
Никентоби – прыжок через два пункта.
Кэйма – “Прыжок коня”.
Огэйма – “Большой прыжок коня”.
“Настоящие” и “ложные” глаза.
“Пасть тигра” (не прямое соединение).
“Двойная пасть тигра”.
Соединение через тоби.
“Бамбуковое” соединение.
Соединение через ноби.
Прямое разрезание, прорезание.
Фусэки - начало партии.
Тюбан - середина партии.
Ёсэ – заключительная стадия игры.
Пункты миаи.
Глазные формы из четырёх пунктов.
“Четыре в линию”, “Согнутая четвёрка”, “Змейка”, “Пирамидка”, “Квадратик”.
Глазные формы из пяти и шести пунктов.
“Автомобильчик”, “Цветок сливы”, “Кролик”, “Жучок”.
Ко-борьба и ко-угрозы
Плохая форма: “пустой угол” или пустой треугольник.
5
•
•
•
•
•
•
•
Плохая форма: “дублирующие камни”, стоящие в два или три ряда.
Важные и не важные камни.
Нужное и не нужное разрезание.
Спасаемые и не спасаемые камни.
Оки – ход внутрь группы соперника, разрушающий глазную форму.
Создание хорошей и глазной форм с помощью тоби.
Кагэмэ –ложный глаз. Способы создания ложного глаза.
Учебно-тематический план
на 1 год обучения
№ Темы
Название темы
Часть 1.
Первоначальные понятия
Тема №0
Тема №1
Тема №2
Тема №3
Тема №4
Тема №5
Тема №6
Тема №7
Тема №8
Часть 2
Тема №9
Тема №10
Тема №11
Тема №12
Тема №13
Тема №14
Тема №15
Тема №16
Тема №17
Тема №18
Тема №19
Часть 3
Тема №20-1
Тема №20-2
Тема №21
Тема №22
Тема №23
Тема №24
Тема №25
Тема №26
Тема №27-1
Тема №27-2
Количество занятий
для группы с 5 лет
Введение в Го. Правила игры.
Дамэ – дыхание, свободный пункт у камня.
Атари и захват камней.
Спасение камней. Игра на 40 камней.
Как повышать силу игры.
Запрещённые ходы. Правило “Ко”.
Жизнь и смерть групп.
Территория.
Начальные ходы. Завершение партии.
Базовые понятия
16 занятий
1
2
2
2
2
2
2
2
1
16 занятий
Соединение камней.
Разрезание. Атака слабых камней.
Захватывающее атари.
Самоатари.
Прижимающее атари к первой линии.
Прижимающее атари к своим камням.
Разрезающее атари.
Двойное атари.
Два общих пункта = один глаз.
Статус группы.
Сначала защитись!
Базовые понятия
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
16 занятий
Угол – Угол - сторона – центр
Оиотоси и непрерывное атари
“Защёлка” – обратный удар
“Хомутик” или Гэта
“Лесенка” или Ситё
Жертва одного камня
“Ложный глаз”
Сэки – обоюдная жизнь
Сэмэай – бой за свободу!
Запишите свою партию
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
6
Содержание программы
на 1 год обучения
№ Темы
Название темы
Содержание Занятий
Учебник
“Азбука го”
Часть 1.
Правила игры
Инструктаж по технике безопасности.
История развития го.
Образовательная часть: История развития го в мире и История
развития го в России.
Занятие 3. Правила игры Го.
• Пространство, территория, камень.
• Игровое поле – гобан.
• Игровые фишки – камень.
• Ход в го.
• Построение форм из камней.
• Игра на равных.
Основные понятия: Правила игры.
Образовательная часть: Первоначальные понятия в го.
Досуговая часть: Освоение правил го.
Тема №1
Дамэ
Первоначальные понятия.
Основные понятия: Дамэ -дыхание.
Образовательная часть: Дамэ - свободный пункт у камня.
Досуговая часть: освоение правил.
Решение примеров на подсчет дамэ.
Основные понятия: Игровые пункты.
• Дамэ.
• Захват камня.
• Окружение камня.
• Дамэ у группы камней.
• Дамэ и форма камней.
Образовательная часть: Как количество дамэ зависит от места
расположения и формы камней.
Досуговая часть: освоение правил, игра в парах до пяти (десяти)
захваченных камней.
Тема №2
Атари и захват
камней
Первоначальные понятия.
Основные понятия: Дамэ, Атари
Образовательная часть: Атари – ситуация, когда у камня одно дамэ.
Удаление камней с доски.
Досуговая часть: освоение правил, игра в парах до пяти (десяти)
захваченных камней.
Решение примеров, когда камни в атари.
Основные понятия: Атари и захват камней.
Образовательная часть: как захватываются камни, когда у них одно
дамэ. Подсчет захваченных камней.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах до пяти
(десяти) захваченных камней.
Тема №3
Спасение
камней.
Игра на 40
камней
Первоначальные понятия.
Основные понятия: Дамэ, Атари, увеличение дамэ.
Образовательная часть: Увеличение дамэ через добавление своих
камней, через соединение своих камней и построение своей группы.
Досуговая часть: освоение правил, игра в парах до пяти (десяти)
захваченных камней.
Решение примеров на спасение камней.
Основные понятия: Спасение камней. Увеличение дамэ. Соединение
камней.
Введение в
Го
7
Образовательная часть: Соединение камней для их спасения.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах.
Игра на 40 камней.
Основные понятия: Игра на доске 9х9.
Образовательная часть: Правила го и игра на доске 9х9.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Тема №4
Как повышать
силу игры
Первоначальные понятия.
Основные понятия: Дамэ, Атари.
Образовательная часть: обоюдное атари.
Спасение камней за счёт захвата камней соперника.
Досуговая часть: освоение правил, игра в парах на 40 камней.
Решение примеров на захват камней.
Основные понятия: Спасение камней за счёт захвата камней
соперника.
Образовательная часть: Спасение своих камней.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Как повышать силу игры.
Основные понятия: Дамэ, Атари, запрещенные ходы.
Образовательная часть: Решение задач – один из способов
повышения мастерства и игровая практика.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Тема №5
Запрещённые
ходы.
Правило “Ко”
Первоначальные понятия.
Основные понятия: Дамэ, Атари, запрещенные ходы, Правило “ко”.
Образовательная часть:
Определение запрещенных ходов - Самоубийственные ходы и
Повторение позиции - Правило “ко”.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Примеры на запрещенные ходы.
Основные понятия: запрещенные ходы, Правило “ко”.
Образовательная часть: Решение задач на запрещенные ходы и “Ко”.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Правило “Ко”. Примеры “Ко”.
Основные понятия: Дамэ, Атари, Запрещённые ходы, Правило “Ко”.
Образовательная часть: Какие ходы считаются запрещенными.
Повторение позиции.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Тема №6
Жизнь и смерть
групп.
Первоначальные понятия.
Основные понятия: Дамэ, Атари, Запрещённые ходы, Правило “Ко”,
“Два глаза”.
Образовательная часть: построение группы камней с «двумя
глазами». Подсчет очков внутри живой группы.
Цумэ-го (яп.) – задачи на жизнь и смерть.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Решение примеров на жизнь и смерть групп.
Основные понятия: Жизнь и смерть групп. “Два глаза”. Живая
группа. Подсчет очков.
Образовательная часть: Живая и не живая группа. Построение живой
группы.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Тема №7
Территория
Первоначальные понятия.
Основные понятия: Дамэ, Атари, Запрещённые ходы, Правило “Ко”,
“Два глаза”, Живая группа, Территория, Подсчет очков.
Образовательная часть: Построение Территории.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Решение примеров на подсчет территории.
Основные понятия: Территория. Граница территории. Укрепление
территории.
Образовательная часть: Живые камни и территория.
8
Тема №8
Начальные ходы
Завершение
партии
Учебник
“Азбука го”
Часть 1
Первоначальные
понятия
Часть 2
Название темы
Соединение
Тема №9
Определение победителя в партии.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Первоначальные понятия.
Основные понятия: Дамэ, Атари.
Запрещённые ходы, Правило “Ко”, “Два глаза”, Живая группа,
Территория, Подсчет очков.
Образовательная часть: Название линий на доске.
Первая линия – «линия смерти».
Вторая линия – «линия поражения».
Третья линия – «линия территории». Линия жизни.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Решение примеров по определению номера линии, на которой
установлен камень. Подсчет очков для определения победителя
партии.
Завершение партии.
Основные понятия: первая, вторая и третья линии.
Слова для завершения партии. Пас. Нейтральные пункты. Коми.
Образовательная часть: Начало и завершение партии.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Дамэ,
Атари,
Запрещённые ходы,
Правило “Ко”,
“Два глаза”,
Живая группа,
Территория,
Подсчет очков, Пас.
Нейтральные пункты.
Коми
Содержание Занятий
Базовые понятия.
Основные понятия: Прямое и не прямое соединение камней.
Повторение правил. Этикет. Нигири.
Прямое соединение камней и не прямое.
Образовательная часть: Соединения камней.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Решение примеров на соединение камней.
Основные понятия: Прямое соединение, не прямое соединение.
Форма камней - “Пасть тигра”.
Образовательная часть: Соединение камней в группу.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Тема №10
Разрезание.
Атака слабых
камней
Базовые понятия.
Основные понятия:
Прямое и не прямое соединение камней.
Прямое и не прямое разрезание камней.
Образовательная часть: Разрезание группы и её атака. Атака слабых
камней.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Решение примеров на разрезание камней.
Основные понятия: Прямое разрезание, не прямое разрезание.
Образовательная часть: Разрезание группы и её атака.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Тема №11
Захватывающее
атари
Базовые понятия.
Основные понятия:
Захватывающее, прижимающее и разрезающее атари.
Атэ – ход, после которого атари.
Образовательная часть: захват камней через атари.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
9
Решение примеров на Захватывающее атари.
Основные понятия: захватывающее атари. Атэ.
Образовательная часть: захват камней через атари.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Тема №12
Самоатари
Базовые понятия.
Основные понятия: самоатари.
Образовательная часть: Не правильные самоатари.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Решение примеров на самоатари.
Основные понятия: самоатари.
Образовательная часть: Не правильные самоатари.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Тема №13
Прижимающее
атари к первой
линии.
Базовые понятия.
Основные понятия: прижимающее атари к первой линии.
Образовательная часть: применение атари.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Решение примеров на прижимающее атари.
Основные понятия: прижимающее атари к первой линии.
Образовательная часть: применение атари.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Тема №14
Прижимающее
атари к своим
камням
Базовые понятия.
Основные понятия: прижимающее атари к своим камням.
Образовательная часть: применение атари.
Объект атаки - слабые камни (с меньшим количеством дамэ).
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Решение примеров на прижимающее атари.
Основные понятия: прижимающее атари к своим камням.
Образовательная часть: применение атари.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Тема №15
Разрезающее
атари
Базовые понятия.
Основные понятия: разрезающее атари.
Образовательная часть: применение атари для атаки.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Решение примеров на разрезающее атари.
Основные понятия: разрезающее атари.
Образовательная часть: применение атари для атаки.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Тема №16
Двойное атари
Базовые понятия.
Основные понятия: двойное атари.
Образовательная часть: Захват камней и двойное атари.
Двойное атари – эффективный приём захвата камней.
«Лучший ход противника – твой лучший ход»!
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Решение примеров на двойное атари.
Основные понятия: двойное атари.
Образовательная часть: Захват камней и двойное атари.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Тема №17
Два общих
пункта = один
глаз
Базовые понятия.
Основные понятия: построение “двух глаз”.
Образовательная часть: Построение простых живых групп.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Решение примеров на построение живых групп.
Основные понятия: построение двух глаз.
Образовательная часть: Построение простых живых групп.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
10
Тема №18
Статус группы
Базовые понятия.
Основные понятия: определение статуса группы.
Образовательная часть: живая и не живая группа.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Решение примеров на определение статуса группы.
Основные понятия: определение статуса группы.
Образовательная часть: живая и не живая группа.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Тема №19
Сначала
защитись!
Базовые понятия.
Основные понятия: Защита своих камней и групп.
Прежде всего безопасность своих камней!
Образовательная часть: Сначала защитись!
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Решение примеров по защите групп.
Учебник
“Азбука го”
Часть 2
Базовые понятия Прямое и не прямое соединение камней
Часть 3
Тема №20
Прямое и не прямое разрезание камней.
Захватывающее, прижимающее и разрезающее атари.
Атэ. Двойное атари
Построение простых живых групп
Статус группы: живая и не живая группа.
Название темы
Угол – Уголсторона – центр
Содержание Занятий
Базовые понятия.
Основные понятия: последовательность игры: Угол – Угол-сторона –
центр.
Образовательная часть: Основная последовательность игры. Угол –
важнейшая часть игрового поля
Решение примеров на построение живой группы в углу, на стороне и
в центре доски.
Тема №21
“Защёлка” –
обратный удар
Базовые понятия.
Основные понятия: “Защёлка” – обратный удар.
Образовательная часть: “Защёлка” – комбинация, в результате
которой захватывается три или больше камней противника.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Решение примеров на “Защёлку”.
Тема №22
“Хомутик” или
Гэта
Базовые понятия.
Основные понятия: “Хомутик” или Гэта.
Образовательная часть: в Го этот приём называется: Гэта (яп.) –
деревянная обувь. Захватывать камни соперника приёмом “хомутик”
начинают НЕ с атари
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Решение примеров на “Хомутик” или Гэта.
Тема №23
“Лесенка” или
Ситё
Базовые понятия.
Основные понятия: “Лесенка” или Ситё.
Образовательная часть: Ситё (яп.) – способ захвата камней по форме
похожий на лесенку.
“Лесенка” – сочетание приёмов “Прижимающее атари к своим
камням” + “Непрерывное атари”.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Решение примеров на “Лесенку”.
Если есть выбор между ситё и гэта, выбирайте гэта
Запомните пословицу: “Не знаешь ситё – не играй в го!”
Тема №24
Жертва одного
камня
Базовые понятия.
Основные понятия: Жертва камня.
11
Образовательная часть: Жертва камня для уменьшения дамэ камням
противника, создание самоатари, создание «ложного глаза».
жертва камня – «защёлка».
жертва камня – «лесенка».
жертва камня – непрерывное атари.
жертва камня – не даёт построить второй глаз.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Решение примеров на “Жертву одного камня”.
Тема №25
“Ложный глаз”
Базовые понятия.
Основные понятия: “Ложный глаз”.
Образовательная часть: “Ложный глаз” – специальное понятие,
применяемое в задачах на жизнь и смерть групп.
“Лучший ход противника – твой лучший ход”!
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Решение примеров на понятие “Ложный глаз”.
Тема №26
Сэки – обоюдная
жизнь
Базовые понятия.
Основные понятия: Сэки.
Образовательная часть: Ситуация сэки – относится к жизни и смерти
групп. В сэки очков нет (по японским правилам).
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Решение примеров на понятие Сэки.
Тема №27-1
Сэмэай – бой за
свободу!
Базовые понятия.
Основные понятия: Сэмэай.
Образовательная часть: сэмэай (яп.) – дословный перевод: «нападать
друг на друга». Спасение своих камней за счёт захвата камней
противника.
Досуговая часть: освоение терминологии, игра в парах на 40 камней.
Решение примеров на понятие Сэмэай.
Тема №27-2
Запишите свою
партию
Запись партии – кифа.
№ Темы
Учебник
“Азбука го”
Часть 3
Базовые понятия “Защёлка” – обратный удар
“Хомутик” или Гэта
“Лесенка” или Ситё
Жертва одного камня
“Ложный глаз”
Сэки – обоюдная жизнь
Сэмэай – бой за свободу!
Запись партии – кифа
12
Методическое обеспечение программы
Форма
проведения
занятия
Комбинированная
Форма организации
детей на занятиях
Методы и приёмы
организации процесса занятии
Формы контроля и
подведения итогов
Парные
индивидуальные
Словесные
Наглядные
Практические
Тренировки
Игры
Объяснение нового материала
Анкетирование
Индивидуальные
результаты участия в
соревнованиях.
Решение задач
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимо следующее:
• Учебная аудитория.
• Столы для игры.
• Стулья.
• Демонстрационная доска.
• Комплекты для игры в Го.
Список литературы для педагога: Учебник “Азбука го”.
13