2
Содержание:
Страницы:
1. Целевой раздел рабочей программы
1.1 Пояснительная записка
3
1.2 Цели и задачи
5
1.3 Условия реализации программы
6
1.4. Формы проведения занятий.
6
1.5. Приемы рисования песком
7
2. Содержательный раздел рабочей программы
2.1 Основные направления работы
9
2.2 Структура и формат занятий
9
2.3 Ожидаемые результаты
10
2.4 Оборудование для организации совместной деятельности
10
педагога-психолога с детьми
2.5 Возрастные особенности детей 3-4 лет
10
Задачи курса для детей 3-4 лет
11
2.6 Возрастные особенности детей 4-5 лет
11
Задачи курса для детей 4-5 лет
11
2.7 Возрастные особенности детей 6-7 лет
12
Задачи курса для детей 6-7 лет
12
3. Организационный раздел рабочей программы
14
3.1 Учебный план занятий по программе
14
3.2 Содержание программы «..» на основе методики Sand art
15
3.3. Перечень основных средств обучения
21
22
4. Список используемой литературы
3
«Ребенок должен жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии,
творчества».
В.А. Сухомлинский
1.1 Пояснительная записка.
Для обучения детей технике рисования песком используются разработки
следующих авторов: Т.В. Ахутиной, З.М. Богуславской, О.И. Бочкаревой, Н.Н.
Васильевой, А. Викторовой, Н.К. Винокуровой, Р.Р. Калининой, Т.С. Комаровой,
К.В. Тарасовой. Данный вид рисования - один из самых необычных способов
творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры
своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж,
звездное небо, лес или море. Для развития и обогащения сенсорного опыта детей
раннего возраста используется метод рисования на специально созданных столах
со световой подсветкой, позволяющий решать обучающие, развивающие и
коррекционные задачи Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е.
"искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и
тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование
песком является одним из важнейших средств познания мира и развития
эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой
деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.
Изучением сенсорного развития детей много лет занимаются как зарубежные,
так и отечественные исследователи, которые выдвигали различные системы
сенсорного воспитания детей (Я.А. Каменский, И. Песталоцци, О. Декроли, Е.И.
Тихеева, Л.А. Венгер и др.) [1, 7].
В научных трудах данными авторами отмечалось, что для детей особенно
раннего возраста сенсорное развитие имеет важнейшее значение, так как
благодаря ему формируются представления о внешних свойствах предметов:
форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.,
то есть происходит накопление знаний об окружающем мире через
совершенствование деятельности органов чувств, что в дальнейшем влияет на
успешность познавательного, физического и эстетического развития
По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается
внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции
психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от
предметного представления и изображения традиционными материалами,
выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих
силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность
выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской
продуктивной деятельности.
Рисование песком способствует борьбе со стрессом: манипулируя сыпучим
материалом, ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит
непосредственно пальцами по песку, так же специальными устройствами(
лопаткой, гребенкой) .Что способствует развитию сенсорных ощущений,
раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий
4
(так как рисование происходит двумя руками). Играя с песком, ребенок учится
строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения. А это
помогает развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия. При
этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений,
пространственное восприятие.
Рабочая программа по рисованию песком составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования.
Программа «Волшебство песком» предназначена для детей в
возрасте от 3 до 7 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к
художественной деятельности и направлена на знакомство и овладение
техникой по рисованию песком.
Педагогическая целесообразность: содержание программы нацелено на
формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к
общечеловеческим ценностям через собственное творчество. Содержание
программы расширяет представления учащихся о способах и приемах
изображения, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.
Актуальность: программа имеет практическую значимость. Тактильнокинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями,
с их помощью познается Мир. Дети могут применить полученные знания и
практический опыт при выполнении творческих работ. Освоение техники
рисования песком позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребенка.
Проявить творческое воображение – значит, обрести способность создать
чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел.
Рисование песком, как средство коррекции психики, позволяют преодолеть
чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от
предметного изображения, изображения традиционными материалами,
выразить в рисунке свои чувства и эмоции. Рисунок на песке дает
возможность применять анимацию, изменяющийся за сюжетом рисунок.
Рисование песком обеими руками активизирует работу двух полушарий
головного мозга. Когда пальцы соприкасаются с песком, нервные окончания
посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.
Даже для самых маленьких рисование на световом столе становится одним из
любимых и полезных занятий, к тому же все занятия проходят в игровой
форме.
В процессе рисования песком повышается тактильная чувствительность,
развивается мелкая моторика рук. Нет ни одного отрицательного фактора,
который бы мог быть против того, чтобы рисовать песком на стекле.
Направленность: художественная.
В настоящее время абсолютной ценностью личностно - ориентированного
образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают
человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и
5
творческую. «Чтобы у детей развилось творческое мышление, необходимо,
чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь
человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности
в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок
может войти в мир творчества» (М. Р. Львов). Полюбив то, что тебя окружает,
лучше поймешь и оценишь то, что присуще всему народному искусству, что
объединяет все виды, увидишь то, что их отличает друг от друга в
зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.
Рисование песком объединяет в себе природный материал и творчество
художника.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы - формирование художественной культуры
обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, психологическая
стабилизация и гармонизация личности ученика.
Обучающие задачи программы:
• изучение свойств художественных средств рисунка на песке. Освоение
различных приемов выразительности в рисунке песком.
• обучение основам композиции и изобразительной грамотности.
• через методы проблемного обучения, а именно: проблемный метод,
частично – поисковый метод и исследовательский метод, научить учащихся
алгоритму построения изображения и ведения всей работы в целом.
• овладение основами насыпания и прорисовывания пальцами и
предметами;
• умение грамотно строить композицию с выделением композиционного
центра;
Развивающие задачи программы:
• развитие творческих способностей на основе знаний, умений и навыков
детей;
• развитие памяти, внимания, глазомера, мелкой моторики;
• развитие образно – логического мышления, художественного вкуса;
• развитие познавательных процессов, расширение кругозора и общей
осведомлённости;
• улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности
глазомера;
• развитие художественного вкуса;
• развитие колористического видения;
• развитие коммуникативных навыков;
• развитие инициативности, любознательности, активности.
• тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики,
которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает
речь (логопедия).
6
Воспитательные задачи программы:
• воспитание креативности;
• формирование уважения к труду;
• выработка усидчивости, терпения, самостоятельности;
• воспитание бережного отношения к культурным ценностям;
• воспитание способности к самореализации и саморазвитию;
• воспитание бережного отношения к инструментам, приспособлениям,
материалам.
Материал
курса «Песочная фантазия» представлен в программе
следующими содержательными линиями:
- «Волшебный мир рисунка песком»,
- творческие композиции «Традиции праздников»,
- «Мифы народов мира»,
-«Моя сказка» (песочная анимация)
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного
курса. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется
индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие
состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть
педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных
особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и
занимательных упражнений для развития пространственного и логического
мышления.
1.3.
Условия реализации программы.
1-й год обучения: 32 часа, форма обучения: групповая, индивидуальногрупповая, подгрупповая.
Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Для
обучения детей технике рисования песком созданы необходимые условия:
занятия проводятся в отдельном кабинете – изостудии, которая оборудована
индивидуальными столами-планшетами со стеклянной поверхностью и
подсветкой. Для рисунков используется речной песок, заранее просеянный,
промытый и прокаленный.
Оборудование
1.Кварцевый песок.
2. Стол со специальным стеклом, оснащенный подсветкой.
3. Антистатик.
4. Музыка (релакс)
6. Подборка сюжетных картинок (в соответствии с темой занятия).
7. Сюрпризные моменты
1.4. Формы проведения занятий.
• индивидуально-групповая;
• подгрупповая;
• мастер-классы;
• беседа с игровыми элементами;
7
•
•
•
•
•
заочная экскурсия;
коллективное творческое дело (КТД);
игра-путешествие;
защита творческой работы;
выставка творческих работ;
Каждая совместная деятельность строится по определенной структуре.
нВ начале занятия дети знакомятся с правилами игры с песком, приветствуют
друг друга. Для разминки рук проводится пальчиковая гимнастика, которая
также помогает обозначить тему занятия.
Деятельность
Время
Мотивация
1
Гимнастика для мелкой моторики рук
1
Обучение технике пескографии
10
Физ.пауза
1
Выполнение
15
Любование
1
Эмоциональная установка на успешность
1
Итого 30 мин.
Отчётность
После каждой совместной деятельности ребёнок создаёт рисунок в технике
пескографии, педагогом создаются фотовыставки, видеоотчёты, для родителей
проводятся мастер классы с участием детей.
Ожидаемый результат:
- развитие плавности, изящества и точности движений;
- умения работать кистью и пальцами обеих рук;
- координации руки и глаза;
- овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная
амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление
движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени.
1.5. ПРИЕМЫ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ.
Создание фона (собрать песок в кулак и равномерно рассыпать его по
стеклу):
-насыпание;
-наброс.
1. Щепотка (насыпание песочной струёй: песок зажат в кулаке, слегка разжав
кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла).
2. Песочная струя:
-песчинки попадают в одну точку- круг;
-песочная струя рассыпается зигзагом - волны, чайки…;
- песочная струя рассыпается дугой - холмы, горы…;
- песочная струя рассыпается линией - дороги, дома…;
8
- песочная струя рассыпается замкнутой линией - воздушные шары, облака…;
- песочная струя рассыпается спиралью - порыв ветра, снежные бури…;
3. Рисование пальцами - песок раздвигается пальцами по фону;
4. Рисование тыльной стороной ладони одной руки и обеих рук
одновременно (крылья птиц, бабочки…);
5. Рисование подушечками пальцев (вода, дождь, звезды…);
6. Линейный наброс песка (лучи солнца);
7. Вырезание картин из фона (лишний фон вокруг центрального образа
отсекается);
8. Частичное сохранение элементов картины (данные элементы переходят в
другую картину)
9. Нанесение нового рисунка на предыдущую картину (насыпается новая
порция песка прямо поверх старого рисунка для создания нового сюжета,
старый рисунок является фоном и просматривается словно в тумане).
Формы подведения итогов.
•
•
наблюдение за выполнением поставленных задач в работах;
беседа о выполненной работе.
В результате 1 года обучения дети должны уметь:
• распределять песок по световому столу;
• пользоваться иллюстративным материалом;
• применять стилизацию;
• заполнять песком контуры рисунка;
• пользоваться различными предметами для проведения разных типов линий;
• изображать предмет пальцами, создавать фон для изображения;
• фантазировать на заданную тему;
• применять вспомогательные предметы в декоре рисунка;
• добиваться законченности работы;
• объяснять результаты своей работы;
• работать в коллективе;
• пользоваться художественными техниками и средствами;
• бережно относиться к инструментам, приспособлениям, материалам.
знать:
• порядок выполнения песочной анимации;
• основные и составные цвета;
• теплые и холодные оттенки цвета;
• основные свойства кварцевого песка, цветного песка;
• основные средства композиции. А именно: линия, пятно, контрасты цвета,
размера, формы, и др;
• способы рисунка обычным и цветным песком.
9
2. Содержательный раздел рабочей программы
2.1 Основные направления работы
Вся работа ведется в трех направлениях:
Социально- личностное
Эмоциональное благополучие
положительное отношение ребенка к
себе и окружающим людям
развитие
коммуникативной
компетентности ребенка
Здоровьесберегаю
щее
физкультурно
–
оздоровительная
работа
профилактическая
работа
Интеллектуальное
расширение
детей
кругозора
формирование
целенаправленного
интереса к познанию
развитие
интеллектуальных
способностей детей
развитие социальных навыков у
детей
бережное
отношение
к
окружающему миру (рукотворному,
не рукотворному).
2.2 Структура и формат занятий
Занятия провожу 1 раз в неделю, продолжительностью 20- 30 минут ( в
зависимости от возраста). Одно занятие направлено на развитие
познавательной сферы и на развитие эмоционального интеллекта.
Структура занятия
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в
зависимости от темы занятия.
Часть 1. Вводная
Цель – настраиваю
детей на совместную работу, устанавливаю
эмоциональный контакт между детьми.
Основные процедуры: ритуал
приветствия (Игра:«Приветствие». (разрядка эмоционального напряжения).
Приветствие по кругу участников сопровождается каким либо жестом
(прыжок, хлопок, поклон и т.д.). Следующий повторяет подаренный ему жест
и показывает свой (жесты повторятся не должны).
Часть 2.Основная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее
входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоциональноличностной и познавательной сфер ребенка с помощью проектора и
дыхательной гимнастики.
10
Основные процедуры: песочная терапия, игры и упражнения на развитие
мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование,
творческие работы.
Часть 3. Завершающая
Основные цели: подвожу итог занятия, создаю у каждого участника чувства
принадлежности к группе и закрепляю положительные эмоции от работы на
занятии, беседуя о том, что было на занятии.
2.3 Ожидаемые результаты.
1.Стабилизировать положительную динамику состояния эмоционального
благополучия детей : они должны стать более коммуникативными, у них
должно отсутствовать чувство тревожности, незащищенности,
конфликтность..
2. Совершенствование творческих способностей.
3.В детском саду создастся благоприятный психологический климат.
4. Более развитое воображение.
2.4 Оборудование для организации совместной деятельности педагогапсихолога с детьми:
- световые столы с песком
- песок
- бассейн с шариками
- коврики для расслабления
- мешки
- art –наклейки (эмоции)
Программа рассчитана на один год обучения, предусматривает работу в малых
группах с детьми 3-7 лет с режимом проведения:
3-4 года
4-6 лет
6-7 лет
4-6 чел
4-6 чел
4-6чел
1раз в неделю
1раз в неделю
1 раз в неделю
20 мин
25-30 мин
30 мин
2.5 Возрастные особенности детей 3-4 лет
Ведущая потребность — в общении, в уважении; в признании
самостоятельности ребенка.
Ведущая деятельность — игровая.
Ведущая функция — восприятие.
Особенности возраста:
1.
Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я».
2.
Развитие воображения через развитие функции замещения одного
предмета другим.
3.
Появление смысловой структуры сознания.
4.
Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет
упрямство и негативизм.
11
5.
Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится
вне ситуативно-познавательным.
6.
Удерживает внимание 7–8 минут.
7.
Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение,
обобщение.
8.
При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как
Я).
Цели и задачи для взрослых:
1.
Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и
сверстником в игре и в повседневном общении.
2.
Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.
3.
Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо -плохо.
4.
Формировать умение действовать по правилам.
5.
Формировать умение сопереживать, сочувствовать. Формировать
эмоциональную отзывчивость.
6. Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе
общения с взрослым.
Задачи курса для детей 3-4 лет
1.
Создавать условия для проявления всех видов активности ребенка.
2.
Создавать условия для развития восприятия, внимания, памяти,
мышления, воображения.
3.
Способствовать освоению разных способов взаимодействия со
взрослым и сверстником в игре и повседневном общении.
4.
Развивать способность подчинять свои действия правилам.
5.
Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.
Восприимчивости.
6.
Развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо _ плохо.
7.
Способствовать формированию позитивной самооценки.
2.6 Возрастные особенности детей 4-5 лет
Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — наглядно-образное мышление.
Особенности возраста:
1.
Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
2.
Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение
правилам в игре).
3.
Повышенная познавательная активность.
4.
Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со
сверстником.
12
5.
Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в
другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через
реакцию другого ребенка.
6.
Усложнение сюжетно-ролевой игры.
7.
Появление осознанности собственных действий.
Цели и задачи для взрослых:
1. Создавать условия для развития творческого воображения.
2.
Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам,
усложняя деятельность через увеличение количества правил.
3.
Создавать условия для проявления познавательной активности
4.
Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.
5.
Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в
разных видах деятельности.
2.7 Возрастные особенности детей 6-7 лет
Ведущая потребность — общение.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
Особенности возраста:
1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но
учебная деятельность школьного типа еще не сформирована.
2. Переход к младшему школьному возрасту.
3. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное
поведение).
4. Повышенная чувствительность.
5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого.
Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного
знания.
6. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
Цели и задачи взрослых:
1. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
2. Способствовать развитию мышления.
3. Формировать произвольность всех психических процессов.
4. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.
5. Способствовать
формированию
коммуникативных
навыков
сотрудничества в общении со сверстником.
6. Способствовать формированию самосознания и адекватной
самооценки.
7. Способствовать формированию внутреннего плана действий через
интериоризацию структуры деятельности.
8. Продолжать формировать этические представления.
13
Задачи курса для детей 6-7 лет
1. Создавать условия для формирования произвольности психических
процессов у детей во всех видах деятельности.
2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого
потенциала ребенка.
3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности
мышления во всех видах деятельности.
4. Способствовать формированию самосознания и адекватной
самооценки.
5. Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную
деятельность детей, навыки партнерского общения.
6. Формировать этические представления.
7. Снятие эмоционального и мышечного напряжения ,снижение тревоги неуверенности в
себе.
14
3. Организационный раздел рабочей программы
3.1 Учебный план занятий по программе
№
п/п
Месяц
1
Октябрь
Тема образовательной
деятельности
Количество
часов месяц
Продолжительность
образовательной
деятельности
Прогулка в лесу
Прогулка под дождем
Самолет
1 час 20 мин
30 минут
Море
Море. Кораллы и рифы.
2
Ноябрь
Океан и его жители.
1 час 20 мин
Заповедник
30 минут
Каньон
Горы
3
4
Декабрь
Январь
Снежинки
Новый год
Фейерверк
Снежный лес
Норвегия
Зимняя сказка
1 час 20 мин
30 минут
1 час 20 мин
30 минут
зимние развлечения
Дорога
5
6
7
Февраль
Март
Апрель
Город
23 февраля
Огонь
Весна
1 час 20 мин
Весенние цветы
1 час 20 мин
30 минут
Жизнь цветов
Вода
Космос
Планета земля
Солнце
Пузыри
30 минут
1 час 20 мин
30 минут
Птицы весны
8
май
Голубь мира
Цветочная поляна
1 час 20 мин
30 минут
День защиты детей
15
3.2 Содержание программы «Песочная фантазия » на основе методики
«Sand art»
1. Прогулка по лесу.
Приветствие. Динамическая часть, (гуляем по лесу с помощью
анимации, наблюдаем за дикими животными)
Дыхательная гимнастика (дышим лесом - вдыхая глубоко носом,
выдыхая ртом)
Беседа: знакомство с дикими животными.
Учимся понимать и проговаривать свои эмоции.
Практическая часть: «Sand art» ( рисуем по песку с помощью больших
пальцев)
Обратная связь.
2. Прогулка под дождем.
Приветствие. (наблюдаем за дождем с помощью анимации,
воображаем, что прыгаем по лужам)
Дыхательная гимнастика (вдыхаем глубоко носам, выдыхаем ртом
произнося слово к-а-а-а-п)
Беседа: о пасмурной погоде и дожде.
Учимся понимать и проговаривать свои эмоции.
Практическая часть: «Sand art» (рисуем по песку используя все
пальцы руки поочередно)
Обратная связь.
3. Самолет.
Приветствие. Динамическая часть, ( превращаемся в самолет и летим в
облаках, с помощью анимации)
Дыхательная гимнастика (вдыхаем глубоко носом выдыхаем медленно
произнося гул самолета: у-у-у-у)
Беседа: о полете на самолете.
Учимся понимать и проговаривать свои эмоции.
Практическая часть: «Sand art» (Рисуем по песку используя ребро
ладони)
Обратная связь.
4. Море.
Приветствие. Динамическая часть, (воображаем отдых на пляже,
слушаем шум моря с помощью анимации)
Дыхательная гимнастика (задерживаем дыхание, ровно дышим)
Беседа: о море.
16
Учимся понимать и проговаривать свои эмоции.
Упражнение на релаксацию.
Практическая часть: «Sand art» ( рисуем по песку используя обе руки и
все пальцы одновременно)
Обратная связь.
5. Море. Кораллы и рифы.
Приветствие. Динамическая часть, ( погружаемся на дно моря
наблюдаем за подводным миром с помощью анимации)
Дыхательная гимнастика (задерживаем дыхание, дышим ровно)
Беседа: о море и подводном мире.
Учимся понимать и проговаривать свои эмоции.
Практическая часть: «Sand art» (рисуем по песку используя обе руки и
все пальцы одновременно, добавляем разноцветные предметы).
Обратная связь.
6. Океан и его жители.
Приветствие. Динамическая часть, ( погружаемся на дно моря
наблюдаем за подводным миром с помощью анимации )
Дыхательная гимнастика (задерживаем дыхание, дышим ровно)
Беседа: об океане и его жителях.
Учимся понимать и проговаривать свои эмоции.
Практическая часть: «Sand art» » (рисуем по песку используя обе руки и
все пальцы одновременно, рисуем по песку используя ребро ладони,
добавляем разноцветные предметы
Обратная связь.
7. Заповедник.
Приветствие. Динамическая часть, (посещение заповедника с помощью
анимации)
Дыхательная гимнастика (дышим ровно)
Беседа: о заповеднике и о диких животных .
Учимся понимать и проговаривать свои эмоции.
Практическая часть: «Sand art» (Рисуем используя указательные пальцы:
линии, точки)
Обратная связь.
8. Каньон.
Приветствие. Динамическая часть, (изучаем каньон, строим каньон с
помощью анимации )
Дыхательная гимнастика (частое дыхание)
Беседа: о каньоне.
Учимся понимать и проговаривать свои эмоции.
17
Практическая часть: «Sand art» ( рисуем по песку используя четыре
пальца руки и ребро ладони).
Обратная связь.
9. Горы.
Приветствие. Динамическая часть, ( изучаем горы, покоряем горы с
помощью анимации, покоряем горы)
Дыхательная гимнастика(частое дыхание)
Беседа: о горах.
Учимся понимать и проговаривать свои эмоции.
Практическая часть: «Sand art» (рисуем песком используя кулак,
насыпая песок на стекло)
Обратная связь.
10. Снежинки.
Приветствие. Динамическая часть, с помошью проектора и программы
«Pogumax» ( превращаемся в снежинки и летаем с помощью анимации)
Дыхательная гимнастика. (дуем на снежинки- вдыхаем носом выдыхаем
ртом)
Беседа: о зиме.
Учимся понимать и проговаривать свои эмоции.
Практическая часть: «Sand art» (рисуем песком используя кулак,
насыпая песок на стекло, совершенствуем навык)
Обратная связь.
11. Новый год.
Приветствие. Динамическая часть, ( наблюдаем за новогодним
волшебством, дедом морозом)
Дыхательная гимнастика (дышим ровно)
Беседа: о праздике.
Учимся понимать и проговаривать свои эмоции.
Практическая часть: «Sand art» (рисуем по песку используя все
изученные техники)
Обратная связь.
12.Фейерверк.
Приветствие. Динамическая часть, ( наблюдаем за феерверком с
помощью анимации)
Дыхательная гимнастика (вдыхаем носом, задерживаем дыхание, резко
выдыхаем ртом).
Беседа: о фейерверке и салюте.
Учимся понимать и проговаривать свои эмоции.
18
Практическая часть: «Sand art» (рисуем песком используя кулак,
насыпая песок на стекло, совершенствуем навык)
Обратная связь.
13. Снежный лес.
Приветствие. Динамическая часть, (гуляем по снежному лесу и дышим
лесом, с помощью анимации)
Дыхательная гимнастика ( вдыхаем глубоко носом, выдыхаем носом)
Беседа: о снежном лесе.
Учимся понимать и проговаривать свои эмоции.
Практическая часть: «Sand art» (рисуем песком используя кулак,
насыпая песок на стекло, совершенствуем навык)
Обратная связь.
14. Каньон.
Приветствие. Динамическая часть,
Дыхательная гимнастика.
Беседа о Каньоне. Эмоции.
Практическая часть: «Sand art»
Обратная связь
15. Горы.
Приветствие. Динамическая часть, с помошью проектора и программы
«Pogumax».
Дыхательная гимнастика.
Беседа о горах. Эмоции.
Практическая часть: «Sand art»
Обратная связь.
16. Снежинки.
Приветствие. Динамическая часть,
Дыхательная гимнастика.
Беседа о зиме. Эмоции.
Практическая часть: «Sand art»
Обратная связь.
17. Норвегия.
Приветствие. Динамическая часть,
Дыхательная гимнастика.
Беседа о Норвегии. Эмоции.
Практическая часть: «Sand art»
Обратная связь.
19
18. Лед
Приветствие. Динамическая часть,
Дыхательная гимнастика.
Беседа о Норвегии. Эмоции.
Практическая часть: «Sand art»
Обратная связь.
19. Дорога
Приветствие. Динамическая часть,
Дыхательная гимнастика.
Беседа о том, как быть водителем. Эмоции.
Практическая часть: «Sand art»
Обратная связь.
20. Город.
Приветствие. Динамическая часть,
Дыхательная гимнастика.
Беседа о жизни в городе. Эмоции.
Практическая часть: «Sand art»
Обратная связь.
21. «23 февраля»
Приветствие. Динамическая часть,
Дыхательная гимнастика.
Беседа о Норвегии. Эмоции.
Практическая часть: «Sand art»
Обратная связь.
22. Огонь.
Приветствие. Динамическая часть,
Дыхательная гимнастика.
Беседа об огне. Эмоции.
Практическая часть: «Sand art»
Обратная связь.
23. Весна.
Приветствие. Динамическая часть,
Дыхательная гимнастика.
Беседа о весне. Эмоции.
Практическая часть: «Sand art»
Обратная связь.
20
24.Весенние цветы.
Приветствие. Динамическая часть,
Дыхательная гимнастика.
Беседа о весенних цветах. Эмоции.
Практическая часть: «Sand art»
Обратная связь.
25. Жизнь цветов.
Приветствие. Динамическая часть,
Дыхательная гимнастика.
Беседа о жизни цветов. Эмоции.
Практическая часть: «Sand art»
Обратная связь.
26. Вода.
Приветствие. Динамическая часть,
Дыхательная гимнастика.
Беседа о воде. Эмоции.
Практическая часть: «Sand art»
Обратная связь.
27. Космос.
Приветствие. Динамическая часть,
Дыхательная гимнастика.
Беседа о Норвегии. Эмоции.
Практическая часть: «Sand art»
Обратная связь.
28. Планета Земля.
Приветствие. Динамическая часть,
Дыхательная гимнастика.
Беседа о планете Земля. Эмоции.
Практическая часть: «Sand art»
Обратная связь.
29. Солнце.
Приветствие. Динамическая часть,
Дыхательная гимнастика.
Беседа о Солнце. Эмоции.
Практическая часть: «Sand art»
Обратная связь.
21
30. Пузыри.
Приветствие. Динамическая часть,
Дыхательная гимнастика.
Беседа о различных пузырях. Эмоции.
Практическая часть: «Sand art» и мыльные пузыри.
Обратная связь.
31 Традиционные праздники
Голубь мира (День защиты детей) Музыка: музыка и пение птиц
3.3. Перечень основных средств обучения
1. Кабинет, оборудованный техническими средствами обучения:
световые столы.
2. Материалы и инструменты:
просеянный песок;
цветные камни;
кисточки.
Линейки
Игрушки
3. Инструкция по технике безопасности.
4. Специальная литература.
22
4. Список используемой литературы:
1. Венгер Л.А., Дидактические игры и упражнения по сенсорному
воспитанию дошкольников. M., 2015.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по
песочной терапии. СПб: Речь, 2007.
3. Гузенко Н.В. Психолого-педагогические возможности песочной терапии //
Наука и образование сегодня. 2020. №3(50). С. 77-79.
4. Никитина О.Н., Соснина М.В. Метод Sand-Art. Ресурсы рисования песком.
Песочные истории. СПб, 2012. 47с.
5. Вебинары О.Н. Никитиной «Психологические ресурсы рисования песком».
Институт практической психологии «Иматон», 2023.
6. Никитина О.Н., Пешковская В.Р. Эмоции на песке. Программа
развивающих занятий для детей дошкольного возраста. СПб: ООО «Турусел»,
2019. 57 с.
1. Белоусова, О.А. «Обучение дошкольников рисованию песком»Текст/ – О.А.
Белоусова.Журнал«Старший воспитатель» №5/ 2012г.-76с.;
2. Неменская Л.А. Каждый народ художник. Л.А.Неменская.М.: Просвещение
.2007.
23