положение о всоко 2022

1

1. Вводная часть
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с компетенцией дошкольной
образовательной организации по обеспечению функционирования внутренней системы
оценки качества образования, установленной частью 13 пункта 3 статьи 28 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1.2. Нормативной правовой основой для создания и функционирования внутренней
системы оценки качества являются:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273–ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. №286 «О
формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих
социальные услуги»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. №662 «Об
осуществлении мониторинга системы образования»;
- приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
(зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный №30384);
- приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. №462 «Об утверждении Порядка
проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в
Минюсте России 27 июня 2013 г., регистрационный №28908);
- приказ Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. №1324 «Об утверждении
показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»
(зарегистрировано в Минюсте России 28 января 2014 г., регистрационный №31135);
- приказ Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. №1547 «Об утверждении
показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной
деятельности
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность»
(зарегистрировано в Минюсте России 2 февраля 2015 г., регистрационный №35837);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа
2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26 сентября
2013 г., регистрационный №30038);
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18
октября 2013 г. №544н «Об утверждении Профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (зарегистрировано в
Минюсте России 6 декабря 2013 г., регистрационный №30550);
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации 310 от 15 мая.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрирован в Минюсте
России 29 мая 2013 г., регистрационный №28564);
- Устав МАДОУ – детский сад № 501.
1.3. В настоящем положении используются следующие понятия:
- качество дошкольного образования – это соответствие системы дошкольного
образования, созданной в ДОО, происходящих в ней процессов (образовательного
процесса, процесса присмотра и ухода за детьми), созданных условий и достигнутых
результатов (в том числе, планируемых результатов освоения основной образовательной
программы) ожиданиям и требованиям государства (выраженных, прежде всего, во ФГОС
ДО), общества и различных групп потребителей: детей, родителей, педагогов ДОУ,
учителей начальной школы;
2

- оценка качества дошкольного образования – определение степени соответствия
процессов, происходящих в системе дошкольного образования, созданных условий и
полученных результатов образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми
установленным требованиям;
- уровень качества – степень достижения установленных требований;
- система оценки качества дошкольного образования – совокупность
взаимосвязанных субъектов, объектов, показателей, критериев, способов, механизмов и
процедур оценивания основных качественных характеристик дошкольного образования,
свидетельствующих о соответствии установленным требованиям и ожиданиям общества,
государства, различных групп потребителей процессов, происходящих в системе
дошкольного образования, созданных в ней условий и полученных результатов;
- внутренняя система оценки качества дошкольного образования (далее – ВСОКО) –
совокупность взаимосвязанных субъектов, объектов, показателей, критериев, способов,
механизмов и процедур оценивания основных качественных характеристик дошкольного
образования в педагогической системе «детский сад», а также система управления
качеством образования на основе проектирования, сбора и анализа информации о
содержании образования, результатах освоения основной образовательной программы
дошкольного образования, условий ее реализации и эффективности составляющих ее
подпрограмм / компонентов;
- внешняя система оценки качества дошкольного образования – оценка качества
дошкольного образования в педагогической системе «детский сад» извне – со стороны
учредителя и органов управления образованием регионального и федерального уровня
(государственная оценка), а также со стороны потребителей образовательных услуг
(независимая оценка качества образования);
- критерии оценки качества – формализованные (количественные) или
неформализованные (описательные) существенные качественные характеристики,
признаки образовательного процесса, процесса присмотра и ухода, созданных для этих
процессов условий, а также результатов дошкольного образования, на основании которых
проводится оценка;
- показатели оценки качества – значения критериев, отражающие достижение
установленных требований, или правила определения степени их достижения, или
данные, по которым можно судить о степени достижения того или иного критерия оценки
качества.
В настоящем положении используются следующие сокращения:
- ФГОС ДО – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования;
- ООП– основная образовательная программа;
- ДО – дошкольное образование;
- ДОО – дошкольная образовательная организация;
- СанПиН – санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН
2.4.1.3049- 13.
1.4. Создание ВСОКО направлено на реализацию следующих целей и задач:
Цели ВСОКО:
• получение объективной и достоверной информации о качестве образования в
дошкольной образовательной организации, а также причинах, определяющих качество
образовательного процесса, его результатов, условий образования, созданных для
реализации образовательных программ дошкольного образования;
• обеспечение качества дошкольного образования в соответствии с требованиями
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО через
принятие управленческих решений на основе оценки качества образовательного процесса,
его результатов и условий образования;
3

• предоставление всем участникам образовательных отношений и общественности
достоверной информации о качестве образования в ДОО;
• создание возможностей для объективного прогнозирования развития ДОО.
Задачи ВСОКО:
- формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к их
измерению;
- формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно
реализовывать основные цели оценки качества образования;
- формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной
статистики об уровне профессиональной компетентности педагогов, созданных условий
для реализации образовательной программы дошкольного образования и мониторинга
качества образования;
- определение соответствия условий осуществления образовательного процесса
требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования и Примерной образовательной программы дошкольного образования;
- определение степени соответствия образовательной программы дошкольного
образования нормативным требованиям;
- обеспечение доступности качественного дошкольного образования;
- оценка уровня индивидуального развития воспитанников;
- выявление факторов, влияющих на качество образования в ДОО;
- содействие непрерывному профессиональному развитию педагогов ДОО,
обеспечивающих реализацию ООП;
- расширение общественного участия в управлении образованием в ДОО;
- содействие подготовке родителей, как общественных экспертов, принимающих
участие в процедурах оценки качества образования.
1.5. При создании и функционировании внутренней системы оценки качества
образования в ДОО за основу принята система следующих принципов:
- объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве
образования;
- реалистичности требований, норм и показателей качества образования;
- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп
потребителей (учредитель, родительская общественность, социальные партнеры);
- рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в самоанализ и
самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели;
- повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого
педагога;
- действенности оценки качества, проявляющейся в реальных последствиях
выявления недочетов, сбоев в работе ДОО;
- гласности оценки качества, выражающийся в своевременном освещении
направлений и критериев оценки качества, инструктировании участников оценки по
существу вопросов оценки качества, доступности результатов оценки качества до всех
заинтересованных участников оценки;
- систематичности и всесторонности оценки качества, означающий осуществление
оценки в системе и охват всех направлений деятельности ДОО;
- оптимальности использования источников первичных данных для определения
показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их
многократного использования);
- инструментальности и технологичности используемых критериев и показателей (с
учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и
интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
4

- минимизации системы критериев и показателей с учетом потребностей разных
уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными,
региональными аналогами; взаимного дополнения оценочных процедур, установление
между ними взаимосвязей и взаимозависимости;
- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества
образования в ДОО.
2. Констатирующая часть
2.1. При проектировании и реализации ВСОКО учитываются следующие ее функции:
- контрольно-диагностическая:
ВСОКО
определяет
соответствие состояния
образовательного процесса нормативным документам федерального и регионального
уровня, распоряжениям учредителя; выявляет состояние критических или находящихся в
состоянии изменений явлений, в отношении которых будут приняты управленческие
решения; позволяет выяснить не только сложившееся состояние дел, но также причины
этого состояния;
- информационная: ВСОКО обеспечивает необходимой информацией субъекты
образовательного процесса (педагогический коллектив, родителей воспитанников) и
внешних пользователей (органы управления образованием, общественные организации и
т.п.);
- рефлексивная: ВСОКО позволяет получить «обратную связь» от участников
образовательного процесса;
- мотивационная: ВСОКО мотивирует субъектов образовательной деятельности на
повышение качества образования;
- прогностическая: на основе результатов оценки качества строится система
управленческих решений и прогнозируется результат их исполнения;
- интегративная: ВСОКО – один из системоообразующих факторов,
обеспечивающих комплексную характеристику процессов, происходящих в системе ДО,
тесно взаимосвязанных со всеми функциями управления (анализом, планированием,
организацией, коррекцией).
2.2. Направлениями ВСОКО являются:
• оценка качества процессов (образовательного и процесса присмотра и ухода за
детьми), реализуемых в педагогической системе «детский сад»;
• оценка качества условий, созданных для образования детей дошкольного возраста, а
также присмотра и ухода за ними;
• оценка качества результатов дошкольного образования.
2.3. Инструментами ВСОКО являются:
- мониторинг;
- контроль.
В системе оценки качества используются целевые и сопутствующие виды контроля. К
целевым видам контроля относятся оперативный, тематический, итоговый контроль,
взаимо- и самоконтроль. Сопутствующими видами контроля являются самоанализ,
диагностика и информация;
- динамический анализ – анализ изменений установленных показателей по критериям
оценки образовательного процесса, условий его реализации и достигнутых результатов;
- сопоставительный анализ установленных показателей по одним и тем же критериям
в разных возрастных группах ДОО;
- SWOT-анализ внутренних и внешних факторов, определяющих качество
дошкольного образования.
К внутренним факторам можно отнести сильные свойства процесса или его условий,
дающие преимущества в достижении высоких показателей качества, и слабые стороны
процесса и условий, препятствующие повышению качества образования. Внешние
факторы представляют собой совокупность вероятных дополнительных возможностей для
5

повышения качества и вероятных угроз, которые могут осложнить достижение
поставленных целей.
2.4. При реализации ВСОКО могут использоваться следующие методы:
- экспертное оценивание,
- тестирование,
- анкетирование,
- наблюдение различных форм образовательного процесса,
- интервьюирование,
- анализ документации и т.д.
2.5. Объектами ВСОКО являются:
- содержание образовательного процесса и образовательной деятельности;
- содержание процесса присмотра и ухода за детьми;
- условия реализации ООП;
- условия, созданные для организации присмотра и ухода за детьми;
- результаты дошкольного образования (количественные и качественные).
2.6. Субъектами ВСОКО являются:
- административные и педагогические работники,
- представители родительской общественности.
2.7. Порядок организации ВСОКО
2.7.1. Организационной основой осуществления процедуры ВСОКО является данное
положение и план реализации ВСОКО на учебный год, который ежегодно утверждается
приказом руководителя ДОО и обязателен для исполнения всеми работниками
образовательной организации. В плане конкретизируются вопросы оценки качества по
всем направлениям (пункт 2.2.) с учетом задач работы ДОО, определенных в Годовом
плане образовательной работы, а также форма, сроки и ответственные за организацию
мероприятий по оценке качества.
2.7.2. Процедура ВСОКО предусматривает следующие этапы: - нормативноустановочный: определение объекта, основных показателей, инструментария, определение
ответственных лиц, подготовка приказа о сроках проведения; - информационнодиагностический: сбор информации с помощью подобранных методик; структурирование
баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации; аналитический: обработка полученных данных, анализ и интерпретация полученных
результатов, сопоставление результатов с нормативными показателями, установление
причин отклонения, оценка рисков; подготовка документов по итогам анализа
полученных данных; - итогово-прогностический: предъявление полученных результатов
на уровень педагогического коллектива и всех заинтересованных лиц; разработка
стратегии и плана коррекционно-развивающей работы по устранению выявленных
недостатков и их причин.
2.7.3. Для проведения оценочных процедур разрабатываются критерии и показатели
оценки качества, а также подбираются, разрабатываются и совершенствуются
методические материалы для оценки качества.
2.7.4. Проведение ВСОКО предполагает широкое использование современных
информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования
информации.
2.8. В рамках оценки качества образовательного процесса анализу подвергаются: качество образовательной программы, а также методик и технологий, используемых для
ее реализации; - качество образовательной деятельности (организованной взрослым,
самостоятельной детской деятельности); - качество взаимодействия педагогов с
родителями и детьми в образовательном процессе.
2.9. В рамках оценки качества условий реализации основной образовательной
программы дошкольного образования анализу подлежат:
- психолого-педагогические условия реализации ООП;
6

- кадровые условия реализации ООП;
- развивающая предметно-пространственная среда;
- материально-технические условия;
- финансовые условия.
2.10. В рамках оценки качества результата дошкольного образования исследованию
подлежат:
- качество (динамика) освоения детьми содержания ООП по пяти направлениям
развития (образовательным областям);
- уровень достижения планируемых результатов образования, определенных ООП на
основе целевых ориентиров дошкольного образования, содержания образовательных
областей и разнообразных видов детской деятельности, посредством которых дети
осваивают указанное содержание.
Основным инструментом оценки качества результата дошкольного образования
является педагогическая диагностика. Результаты педагогической диагностики могут
использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
индивидуальной образовательной траектории); - оптимизации работы с группой детей. В
дополнение к педагогической может проводиться психологическая диагностика развития
ребенка (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей),
которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи) с
согласия родителей (законных представителей) ребенка. Результаты психологической
диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и
проведения квалифицированной коррекции развития ребенка.
2.11. Критерии и показатели оценки качества, а также подбор и совершенствование
методических материалов для оценки качества осуществляются специально созданными
по распоряжению руководителя ДОО временными рабочими группами, в которые могут
входить представители администрации ДОО, методических объединений педагогов
(методического совета), наблюдательного и попечительского советов. При подборе и
совершенствовании критериев и показателей, методических материалов может быть
использовано взаимодействие с другими дошкольными образовательными организациями,
научными организациями, отдельными исследователями в сфере оценки качества в том
числе с использованием технологий сетевого взаимодействия.
3. Заключительная часть
3.1. В результате реализации ВСОКО в дошкольной образовательной организации
должны быть:
- получена объективная информация о функционировании и развитии педагогической
системы «детский сад», реализации в нем образовательного процесса и процесса
присмотра и ухода за детьми;
- выявлены позитивные и (или) негативные факторы, влияющие на качество
образования в ДОО;
- предоставлена достоверная информация о качестве образования в ДОО всем
участникам образовательных отношений и общественности;
- приняты управленческие решения по совершенствованию качества образования и
повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг при
принятии таких решений;
- составлен прогноз развития системы дошкольного образования в ДОО.
3.2. По итогам анализа полученных данных ВСОКО готовятся соответствующие
документы, включающие в себя: материалы ВСОКО (карты, шкалы оценок), справку о
результатах оценочных процедур, рекомендации, план мероприятий по устранению
нарушений, выявленных при проведении оценки качества.
3.3. Принцип гласности в построении ВСОКО обеспечивается путем предоставления
информационных материалов по оценке качества:
7

- педагогическим работникам (на заседаниях педагогического совета,
производственных совещаниях, общих собраниях);
- родителям (законным представителям) детей и представителям общественности
(информационные стенды, сайт ДОО);
- учредителю ДОО (посредством публикации публичного доклада о качестве
образования в ДОО на сайде дошкольной организации).
3.4. Результаты оценки качества являются основанием для принятия
административных решений в ДОО.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».